Щелкните здесь для перехода на www.motolodka.ru

Лодки и моторы в вопросах и ответах

Правила общения в форуме

Прежде чем задать вопрос!
Как правильно задавать вопросы в форуме и пользоваться материалами сайта.



 Московское время 17:17:22 
Ваше локальное время
 Владивостокское время 00:17:22 
 Список форумов  |  В начало  |  Новая тема  |  Перейти к теме  |  Поиск  |  Поиск по дате  |  Вход  |  В конец темы   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Иван (S1)
Дата:   16-04-05 18:11

Итак, испытал первый раз это устройство с мотором.
Правда, на суше и кратковременно, т.к. "Привет" запускался всухую,
погода не позволила выйти в море.



На фото изображен первоначальный вариант стабилизатора, сегодня испытывал несколько измененный.



Исходный вариант схемы, опубликованный в "Катерах и Яхтах".



Мой вариант, испытанный сегодня. Отличие заключается в том, что измерительная
цепь подключена непосредственно к выходу, таким образом диоды выпрямителя
оказываются охваченными петлей обратной связи и влияние зависимости
падения напряжения на них от тока нагрузки исключается.

Разумеется, ввиду кратковременности испытаний данные примерны.

Тем не менее, установлено, что с нагрузкой в виде тахометра ТХ-193 с согласующим устройством,
потребляющей ток 12 ма, напряжение стабилизации 14.2 вольта достигается уже при частоте вращения коленвала 1500 об/мин,
и остается постоянным до 5000 об/мин, а при подключении автомобильной лампы мощностью 40 ватт
напряжение не падает ниже 13.8 вольт и остается стабильным в диапазоне 2000~5000 об/мин.

При 1000 об/мин напряжение падает примерно до 10 вольт, но это фактически нижний предел устойчивых оборотов.

К сожалению, выйти в море пока не удалось из-за сильного ветра и волны, возможно, это удастся завтра,
и характеристики будут уточнены.

А пока выводы таковы: стабилизатор вполне работоспособен,
а магдино МБ-23, возможно, выдает и более 40 ватт при 5000 об/мин.

Напомню основные достоинства именно этого варианта стабилизатора:

1. Отсутствие необходимости сложных слесарных работ и изготовления радиаторов и коробок;
2. Взятие за основу широкораспространенного выпрямителя ВБГ-3А, которым штатно комплектуются "Вихри" и "Нептуны";
3. Практически не ухудшается расчетный тепловой режим диодов выпрямителя;
4. Стоимость дополнительных деталей не превышает 50 рублей (если покупать конденсатор - то 100 руб).

К сожалению, идея с размещением дополнительных деталей на выводах тиристоров
не оправдала себя, т.к. напряжение при этом сильно зависело от тока нагрузки.

В окончательном варианте три дополнительных резистора, диод и стабилитрон будут
смонтированы на небольшой плате, привинченной к винту "массы".

Корпус и дополнительные кронштейны не потребуются.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата:   16-04-05 21:35

Что с прогревом деталей на 5000 оборотов ?Какая емкость С1 ?

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Иван (S1)
Дата:   16-04-05 21:41

Лукич, ну какой там прогрев за те 30 секунд, что работал мотор без воды?

Потом я делал паузу минут 5, чтоб мотор не загубить, дергал еще пару раз.

Завтра, надеюсь, испытаю полноценно.

Батарею кондеров ставил вплоть до 18000 мкф, величины напряжения указаны для этого случая.
Испытывал и с одним кондером 2200, но это явно мало.
Думаю, одного современного 10000мкф х 16 вольт будет достаточно.
У нас такой стОит 47 рублей.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Иван (S1)
Дата:   16-04-05 21:47

Главный же вывод - энергии МБ-23 выдает в достатке.
40 ватт уже при 2000 оборотах. Т.е. мелочиться с подбором диодов Шоттки необязательно.
Или, если подбирать, то можно питать поболее потребителей.

Правда, подозреваю, что 40 ватт переменки это магдино не выдаст.
Именно конденсаторы после выпрямителя позволяют "выжать все соки".

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата:   16-04-05 22:11

Иван, убери последнюю фразу про конденсатор и соки....Если из генератора ничего, то откуда в кондере ?!!!

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Иван (S1)
Дата:   16-04-05 22:20

Это лишь предположения.
К сожалению, у меня нет достаточно точных приборов, способных мерить переменный ток частотой 167 герц сложной формы.

Я имел в виду, что при большом пикфакторе конденсатор запасает во во время импульса всю энергию,
которую не взяла резистивная нагрузка, а затем отдает ее в паузах.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: TEV (81.18.154.---)
Дата:   16-04-05 22:33

Резистивная нагрузка вроде "берет" всю энергию.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Иван (S1)
Дата:   16-04-05 22:42

Все это так, но мне непонятно, почему МБ-23 выдает больше паспортных 40 ватт.

Если бы точно знать резистивное сопротивление генераторной катушки, ее индуктивность рассеяния,
точную форму ЭДС зависимость ее от частоты вращения...

А так остается только гадать на кофейной гуще.

С другой стороны, а надо ли все это знать? Получить приемлемый результат - и ладно.
Не космическая ведь техника... Такая вот закрадывается мысль.

Ответить на это сообщение
 
 Новая информация и поправки (+)
Автор: Иван (S1)
Дата:   17-04-05 20:40

Итак, сегодня удалось совершить полноценный выход на острова (с поправкой на апрель).
15 км туда, 14 - обратно.

Итоги:

1. Детали стабилизатора греются очень слабо, на грани чувствительности моего не очень грубого пальца.
В режиме малой нагрузки (12 ма) радиаторы греются меньше, чем в режиме большой (40 ватт, 3.5 А).

То бишь, ток КЗ через тиристоры греет их меньше, чем ток через диоды в режиме большой нагрузки.

2. Генераторная катушка под маховиком тоже почти не греется - на грани чувствительности пальца.
Температура воздуха была +8~+10 градусов.
Полагаю, что летом перегрев катушке и деталям тоже не грозит.

3. Диапазон постоянства напряжения на 40-ваттной нагрузке - 3000 и выше об/мин
(ранее я ошибочно писал 2000 и выше).

4. GPS-навигатор GARMIN-II совершенно нормально работает от тиристорного стабилизатора,
т.е. высокочастотные помехи никак на него не влияют, а слушать радио на ходу неактуально.

5. При 4600 об/мин полным накалом горят три лампы - 40 ватт + 5 + 3 = 48.

Вывод: вполне рабочая схема. Рекомендую.
Подберу сопли, прикручу к лодке напостоянку и буду пользоваться.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Новая информация и поправки (+)
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата:   17-04-05 21:46

Отлично!

Ответить на это сообщение
 
 Добавка
Автор: Иван (S1)
Дата:   17-04-05 21:57

Температуру радиаторов выпрямителя и катушки под маховиком я оцениваю в 40°С при температуре воздуха +8~10°C.
Это означает, что в летнюю владивостокскую жару (+28~30 максимум) температура этих деталей
не превысит +60°C, что более чем приемлемо, и есть запас на бОльшую жару (для других регионов).

Мой GPS-навигатор, согласно своему паспорту, способен работать от внешнего напряжения
10-40 вольт, т.е. содержит внутренний стабилизатор, снижающий чувствительность к помехам.

Для работы от бортовой сети следует выбирать модели с подобной опцией.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Добавка
Автор: Энди Крым (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   18-04-05 04:45

А правда ли что на Приветы ставили магниты редкозёмы. Если так. то более 40 ватт не удивительно.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Новая информация и поправки (+)
Автор: 23 регион (---.ugtel.ru)
Дата:   18-04-05 04:56

Здорово!Принимиай заказы.Я буду первым на пару штук.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Добавка
Автор: Иван (---.vmts.ru)
Дата:   18-04-05 08:38

Энди Крым В-30 Моск сказал:
>
> А правда ли что на Приветы ставили магниты редкозёмы.

Не знаю, что там ставили, но магниты и башмаки на моих "Приветах" в точности похожи
на "нептуновские", такое впечатление, что их делали на одном конвейере.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Андрей Н2 (217.175.140.---)
Дата:   18-04-05 16:54

Отличное решение! Молодец, Иван! Года три смотрю на эту схемку - что то здесь не так! И тут всё так просто! Не за чем с каждым всплеском бороться, если много коротить всё и без проблем... ВСЁ решение нашел ИВАН , дальше париться с этим вопросом нет смысла! При необходимости иметь стабильное напряжение - LM2576/

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: ТезМакс (---.kis.ru)
Дата:   18-04-05 17:29

Иван а какие наминалы у деталей ? или секрет

Ответить на это сообщение
 
 А V8 зачем?
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата:   18-04-05 18:33

.....

Ответить на это сообщение
 
 Re: А V8 зачем?
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата:   18-04-05 18:39

Подбор напряжения стабилизации при применении стабилитрона с меньшим , чем хотелось, напряжением...

Ответить на это сообщение
 
 Тогда понятно,с дискретностью 0,6В...
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата:   18-04-05 18:48

......или коробка стабилитронов для настройки.

Ответить на это сообщение
 
 Вдогонку
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата:   18-04-05 18:51

А переполюсовывать категорически не будем? Потому как не пьем..с за румпелем?

Ответить на это сообщение
 
 Re: А V8 зачем?
Автор: Иван (S1)
Дата:   18-04-05 20:03

Увы, отечественных стабилитронов с номиналом 14 вольт не существует,
насчет импортных - не уверен, но в продаже не нашел.

Пришлось подбирать из 13-вольтовых + диод.

Правда, я еще с 15-вольтовыми не экспериментировал.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Супербюджетный стабилизатор: первые положительные итоги
Автор: Иван (S1)
Дата:   18-04-05 20:32

Я имел в виду, что читатели в курсе, где лежит первоисточник.

Но могу повторить и здесь:
V7 - стабилитрон Д814Д, КС213Ж.
V8 - любой маломощный кремниевый диод, например, Д223;
R1, R3 - резисторы МЛТ-0.25 30 Ом;
R2 - резистор МЛТ-0.25 200 Ом;
C1 - конденсатор C > 2000 мкф (чем больше, тем лучше), 16 V.

V1-V4 - это штатный выпрямитель "Вихрей" и "Нептунов" ВБГ-3А,
V5, V6 - любые тиристоры в корпусе ТО-220 с допустимым током 10~25 А и напряжением > 200 V,
во Владивостоке самыми дешевыми тиристорами, удовлетворяющими этим условиям,
оказались BT-151-500R фирмы "Phillips Semiconductors" стоимостью 19 руб/штука.

Ответить на это сообщение
 
 Резистивный делитель тоже не сахар (+)
Автор: Иван (S1)
Дата:   18-04-05 20:34

Я просто запарился, настраивая выходное напряжение стабилизатора на LM2576.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Резистивный делитель тоже не сахар (+)
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата:   18-04-05 20:40

Зря парился.Есть хороший способ.
Берешь меньший по номиналу(немного меньший) и надфильком его, надфильком потихоньку с одного из боков, до получения нужного тебе номинала.Потом вскрываешь лаком......и вперед!

Ответить на это сообщение
 
 Re: Вдогонку
Автор: Иван (S1)
Дата:   18-04-05 22:48

Как я ни морщил репу, убедительного способа предотвратить сгорание диодов моста
электронными методами при переполюсовке заряжаемой АКБ так и не придумал.

Вместе с тем, с этой задачей вполне успешно справится предохранитель на 5~6 А,
учитывая, что диоды 20-амперные. Думаю, как поставить на выход предохранитель
сообразит любой новичок в радиоэлектронном деле.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Вдогонку
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата:   19-04-05 00:10

...Что и сделано на всех Японческих моторах...

Ответить на это сообщение
 Свернуть  |  Картинки Выкл.   Следующая тема  |  Предыдущая тема 

 Данная тема закрыта по истечении времени неактивности.
    Для продолжения обсуждения откройте новую тему. 


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100