Щелкните здесь для перехода на www.motolodka.ru

Лодки и моторы в вопросах и ответах

Правила общения в форуме

Прежде чем задать вопрос!
Как правильно задавать вопросы в форуме и пользоваться материалами сайта.



 Московское время 21:50:49 
Ваше локальное время
 Владивостокское время 04:50:49 
 Список форумов  |  В начало  |  Новая тема  |  Перейти к теме  |  Поиск  |  Поиск по дате  |  Вход  |  В конец темы   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 12:30



Испытанные стабилизаторы напряжения генераторной катушки лодочных моторов.
Слева направо: экспериментальный "летучий" макет правильного стабилизатора,
китайский "стабилизатор" неизвестного производителя, японский "ямаховский" стабилизатор.

Прошлой весной Юрий Лукич предложил мне испытать этот самый китайский стабилизатор,
предположительно от китайского же мопеда (мокика, скутера, мотороллера, или как там еще их называют).
Предполагалось, что в случае успешных испытаний этот блок можно будет использовать с лодочными моторами.

Однако, весной и летом по известным причинам до испытаний у меня руки не дошли,
зато сейчас, зимой, появилась возможность исследовать эти устройства в стендовых условиях
с выяснением "интимных подробностей" при помощи осциллографа.

К сожалению, технику фотографирования экрана осциллографа я пока не освоил в достаточной степени,
так что приношу извинения за качество, в случаях, когда подробности плохо видно,
в комментариях обязуюсь говорить правду, и только правду.

Итак, начнем.

Ответить на это сообщение
 
 Правильный стабилизатор
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 12:33



Испытуемый стабилизатор на "стенде" (чем богаты, тому и рады).
На вход подается напряжение с трансформатора через балластное сопротивление в виде лампочек
с амплитудой около 40 вольт.



Осцилограмма входного напряжения регулятора без нагрузки.
Вертикальная развертка 5 вольт/деление.
Видно, что по достижении примерно 14 вольт на входе регулирующие элементы
открываются и шунтируют источник.



Теперь подключена нагрузка. Развертка - 10 вольт на деление.



То же самое, развертка 5 вольт на деление.
Напряжение четко ограничивается на уровне 14 вольт.



Осцилограмма падения напряжения на регулирующих элементах.
Развертка - 1 вольт на деление.
Падение не превышает 0.9 вольт, что обусловит достаточно малые потери на нагрев
регулирующего элемента и его относительно легкий тепловой режим.

Разумеется, на выходе правильный стабилизатор выдает постоянное напряжение 13-14 вольт в зависимости от нагрузки.
Чем большей емкости повесить конденсатор на выход, тем меньше пульсации и меньше зависимость напряжения от тока нагрузки.

Ответить на это сообщение
 
 Китайский продукт
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 12:47



Китайское изделие на стенде.



Вертикальная развертка 10 вольт на деление, регулятор без нагрузки.
Отсечка входного напряжения происходит по достижении им уровня около 32 вольт (!!!).



Подключаем нагрузку. Напряжение отсечки снижается до 24 вольт.
Тем не менее, понятно, что такой, с позволения сказать, "регулятор"
ни в коей мере не способен предотвратить перезаряд аккумулятора,
не говоря уже о попытках питать через него дорогостоящие приборы (GPS, эхолоты, рации).



Развертка 1 вольт на деление.
Падение напряжения около 1.6 вольта.
Становится понятным, зачем этому "прибору" такой большой радиатор.

Резюме: для 12-вольтовой бортсети этот, с позволения сказать, регулятор, АБСОЛЮТНО непригоден.

Возникает вопрос: а существуют ли китайские мопеды (мотоциклы,.... нужное подставить)
с 24-вольтовым электрооборудованием?

Ответить на это сообщение
 
 Японский регулятор
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 12:59



Это фирменный "ямаховский" регулятор стоимостью около 250$ за новый.
Любезно предоставлен мне для испытаний фирмой "Истмарин", правда, Б/У,
что в данном случае не имеет существенного значения.



Без нагрузки, 10 вольт на деление.
Видно, что этот регулятор ограничивает только одну полуволну входного напряжения,
другая же проходит на выход без ограничения.



С нагрузкой.
Одна из полуволн ограничивается на уровне около 14 вольт.



Падение напряжения на регулирующем элементе около 1.5 вольт.

Резюме: этот японский регулятор способен предотвратить перезаряд аккумулятора,
а также питать ТОЛЬКО лампочки накаливания БЕЗ аккумулятора, не давая им перегореть,
но АБСОЛЮТНО не пригоден для питания приборов БЕЗ аккумулятора.

То есть, чтобы питать приборы через этот регулятор, аккумулятор НЕОБХОДИМ.

Вероятно, его разработчики пошли на некий компромисс, дабы избежать применения
потенциально ненадежного электролитического конденсатора.
Другого объяснения я подобрать не могу.

Подобное же решение (ограничение только одной полуволны) применяется и в некоторых
отечественных регуляторах мотоциклов и снегоходов.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: алекс. (212.107.193.---)
Дата:   04-02-07 13:50

Ваня, регулятор стоит совсем не 250 долларов - не пугай людей.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 14:04

Мелькала такая величина - где-то за него именно столько и просят.
Скажи, сколько стоит в среднем по России - я поправлю.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Японский регулятор
Автор: Витали (---.209.unused-addr.ncport.ru)
Дата:   04-02-07 15:19

Иван, а ты уверен что у японцев мост стоит как у тебя?
В схеме на Тоху видел один диодик который с проводами стоил сто баков!

Ответить на это сообщение
 
 Re: Японский регулятор
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 16:03

У этого именно мост + тиристорный ограничитель одной полуволны.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Андрей23 (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   04-02-07 16:34

Иван, а где схемка, того что у тебя к мостику прилеплено?
По совету Лукича, поставил мост для улучшения зарядки АКБ, на Ямаху (мопед), всё работает, но длительных испытаний не проводил, погода....

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 17:38

Андрей23 писал:

> Иван, а где схемка, того что у тебя к мостику прилеплено?

То, что поиском по фразе "супербюджетный стабилизатор" находится.
С небольшой вариацией.
Проблема в том, что пока нет возможности провести полноценные нагрузочные испытания на надежность.
Смоделировать в домаших условиях стенд, подобный генераторной катушке мотора, весьма затруднительно.

Соответственно, убедиться в правильности выбора деталей по мощности пока невозможно.

Ответить на это сообщение
 
 ...или невнимательный естествоиспытатель...
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   04-02-07 17:38

...Иван, простите, почему Вы снимаете показания с ВХОДНЫХ проводов ?Может мне кажется ? Или осцилограф подключен к ВХОДУ стабилизатора ?Всю жизнь думал, что напряжение стабилизации нужно мерять на ВЫХОДЕ стабилизатора...
Повторяю "распиновку" проводов по цветам.Белый и желтый - вход переменки от "генератора".Зеленый - масса (-), красный "ПЛЮС"(+).Мерить напряжение МЕЖДУ красным и зеленым.

Ответить на это сообщение
 
 ...Требую "сатисфакции" за "компаньенов" 8-)))
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   04-02-07 17:40

...

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Андрей23 (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   04-02-07 17:44

О.К. Будем ждать! :о)

Ответить на это сообщение
 
 Причины просты
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 17:51

Юрий Лукич писал:

> ...Иван, простите, почему Вы снимаете показания с ВХОДНЫХ проводов ? Может мне кажется ?

Нет, не кажется.
Показания снимаются с входных клемм по следующим причинам:

1. Поскольку среди испытуемых устройств есть одно такое, которое режет только
одну из полуволн, осцилограмма входного напряжения дает лучшую наглядность.

2. Фотографировать осциллограф пока довольно трудоемко, да и обилие иллюстраций слишком утяжеляет тему.

3. Мы прекрасно знаем, что там на выходе - то же, что и на входе, только выпрямленное
за минусом падений напряжения на диодах моста.

Действительно, у китайского "регулятора" это падение больше, чем у двух других,
но примерно на 1.5 вольта, чего явно недостаточно, чтобы "вогнать" выходное напряжение
в допустимые для питания приборов рамки.

Юрий Лукич, ничего личного, но этот китайский регулятор действительно обладает
такими высокими порогами отсечки. Возможно, это свойство только этого экземпляра.
Можно испытать другие.

Ответить на это сообщение
 
 Да, чуть не забыл...
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 17:54

Только исследуя форму входного сигнала, можно измерить падение напряжения на регулирующих элементах.

А на выходе в паузах между импульсами будет гольный ноль.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: vodkomotornik (---.tis-dialog.ru)
Дата:   04-02-07 19:29


Вот оригинальная схема стабилизатора мотора Johnson-115, после соскабливания компаунда.
Помнится мостырили пару лет назад с одним специалистом (2 ВО радиотехнических) стабилизатор на мотор 115л/с. Вариантов он перепробовал - штук 10!!!! (и со стабилизатором на микросхеме, и на полевом транзисторе, и .......)
То, что работало от ЛАТРа на столе, напрочь отказывалось на моторе, либо в лучшем случае до 2000-2500об/мин.
Мотор выдает переменку (причем не синусоиду, а какую-то полу-пилу со всплеками) от 10 до 120вольт, причем с увеличением оборотов меняется частота и форма выходного напр-я.
На мокике слабое магнето и излишки просто коротятся тиристором, на сколько я помню, тут же, довольно большой ток - до 30-40А... ставили балластное сопр-е из нихрома на охлаждаемую водой поверхность - сгорело ч-з полминуты на средних оборотах.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 20:26

У меня задача проще - сделать стабилизатор на наиболее массовые моторы с мощностью катушки до 80 ватт.
Все уже успешно опробовано на моторе, идет оптимизация в направлении снижения трудоемкости и стоимости.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: vodkomotornik (---.tis-dialog.ru)
Дата:   04-02-07 20:59

Тогда - УДАЧИ!
Ну все таки он собрал, там схема была с ШИМ, и давала ок. 3-5А, надо будет - поищу.

Ответить на это сообщение
 
 Re: ...Требую "сатисфакции" за "компаньенов" 8-)))
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   04-02-07 21:26


Что то "в консерватории" у Вас не так...
Вот фото стабилизатора с тестером и осцилографом. Для достоверных показаний тестера подключен к выходу стабилизатора конденсатор на 220 мкФ.Никакой нагрузки не подключалось.Входное напряжение 25 вольт.

Ответить на это сообщение
 
 Re: ...Требую "сатисфакции" за "компаньенов" 8-)))
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   04-02-07 21:27


Вот фото без конденсатора, цена деления на осцилографе - 5 вольт.Тестер "кажет" что то "среднее"...

Ответить на это сообщение
 
 Re: ...Требую "сатисфакции" за "компаньенов" 8-)))
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   04-02-07 21:32


Вот еще несколько штук проверенных в очередной раз - разброс по максимальному напряжению на выходе (по пикам без емкости)в пределах 14,8-15,4 вольта...Два года ставлю их на водные мотоциклы и л.м. Видел однин сгоревший ( в АКБ была "короткая" банка)...Продаю по 1000 рублей... Пока у меня не кончились...Если Ваш, Иван, стабилизатор все же "кончился", готов обменять...

Ответить на это сообщение
 
 Re: ...Требую "сатисфакции" за "компаньенов" 8-)))
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   04-02-07 21:53

Юрий Лукич писал:

> Если Ваш, Иван, стабилизатор все же "кончился", готов обменять...

На "кончину" как-то не похоже. Если бы кончился - ушел бы в обрыв или замкнулся накоротко.

Но чтобы порог срабатывания возрос в 2 раза?
Это скорее не кончина, а заводской брак (не те стабилитроны впиндюрили).

Насчет обменять - ну разве что для исследования другого экземпляра.
Мне-то он не нужен, т.к. не вписывается в концепцию - габариты и падение напряжения никак не устраивают.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Китайский продукт
Автор: AntonSmr (88.200.166.---)
Дата:   05-02-07 01:51

> тут же, довольно большой ток - до 30-40А...

А на вихре замыкал генераторные обмотки на полном ходу, амперы 3-4 тестер показал да и все. На джонсе же 12 ампер стабилизированного по паспорту...

> там схема была с ШИМ, и давала ок. 3-5А

А что так мало? С шима вообще по идее много можно выжать. Хотя что неудобно, деталюшек много, да плюс микросхемы как правило градусов на 90 расчитаны по паспорту, и мотор ту же температуру имеет, с запасом плоховато.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Китайский продукт
Автор: vodkomotornik (---.tis-dialog.ru)
Дата:   05-02-07 02:35

>На джонсе же 12 ампер стабилизированного по паспорту...
Там предохранитель стоит на 20А (или даже 30 был, точно уже не помню.) Цифровой тестер имел 20А, аключали его кратковременно на средних оборотах - зашкаливал.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: С.Игорь.К (---.nsk.su)
Дата:   05-02-07 13:54

Так китайский, заклейменный позором, похоже и предназначен для питания лампочек, и больше ни для чего. Среднеквадратичное напряжение на нем как раз 12В получается. А напрямую питать какоето электронное оборудование нельзя ни от одного из стабилизаторов. Зато лампочки только от китайского.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (---.vmts.ru)
Дата:   05-02-07 14:03

С.Игорь.К писал:

> А напрямую питать какоето электронное оборудование нельзя ни от одного из стабилизаторов.

Как это? Если девайс пропускает на выход импульсы строго обрезанной амплитуды,
на выход вешается кондер > 2000 мкф, и получается постоянное напряжение с достаточно малыми пульсациями.

Можно питать какие угодно приборы.

Другое дело, что китайский, который попал в мои руки, режет амплитуду на уровне 24~30 вольт,
что никак не годится для питания приборов.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: С.Игорь.К (---.nsk.su)
Дата:   05-02-07 14:25

Дык вот в том то и напряг, что он режет при разных напряжениях.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: С.Игорь.К (---.nsk.su)
Дата:   05-02-07 14:28

При 32 вольтах как раз "чикает" 2/3, а при 24В половину "волны". Среднее получается около 12В. Вполне возможно что при подключении емкости или АКБ все устаканиться на уровне 12В.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: николай (---.permonline.ru)
Дата:   06-02-07 19:45

ИВАН ваш "супербюджетный стабилизатор" имет какое нибудь влияние на тахометр?

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   06-02-07 22:32

Простите, на КАКОЙ тахометр ? Обороты мотора, от изменения электрической нагрузки под влиянием регулятора, практически не меняются. "Фирменные" тахи от "япов", изначально "заточены" на сигнал от таких же регуляторов и мостиков.Как будет работать "любой" тахометр при такой форме входного сигнала ( см. фото осцилограмм) - "кто" его знает.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Энди Крым (195.239.243.---)
Дата:   10-02-07 02:48

SOS
Комично но факт. Морозы сгустили масло, батина Ока не завелась. Он лет десять назад сам изготовил зарядное устройство для АКБ. Представляет из себя транс с шаговым переключателем дополнительных обмоток. Напруга скачет, убито несколько АКБ, мою исправную зарядку игнорирует.
вопрос
Могу ли я влепить эту схему в зарядник? сколько ампер она выдержит?

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   10-02-07 03:35

В случае использования питания от транса - лучше сделать простой стабилизатор напряжения на 14,5 вольт, а на трансе "выставить" переменное напряженияе от 16-18 вольт.
Есть еще один простой путь - попадались в магазине "военные"трансы из серии универсальных(маркировку не помню) .Смысл использования был такой - путем переключения первичных обмоток и набором вторичек, получал на выходе мостика 14,5 вольт.Ток через разряженный АКБ ограничивался на уровне 3А мощностью транса, при зарядке до установленного напряжения - ток прекращался вообще.Было очень удобно - подключил и "забыл".

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Энди Крым (195.239.243.---)
Дата:   10-02-07 06:58

Тут такая петрушка происходит, как обычно в гаражных кооперативах наруга скачет. Вроде именно такая схема и воплощена, иначе зафиг пакетником витки переключать. Простую схему стабилизатора я не знаю. На мой взгляд и эта достаточна проста. Причём проще паять сразу пару, на мотор и в зарядку. И ещё. Было много разнгых обсуждений, где мелькала цифра 13,9 вольта, а если больше, то кирдык АКБ.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   10-02-07 08:52

Нет, для работы с трансформатором эта схема не годится.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Юрий Лукич (---.xdsl.primorye.ru)
Дата:   10-02-07 09:25

Набери Яндексе - простой стабилизатор зарядки и будет тебе "счастье"...Иван прав - для работы с трансформатором такой (на тиристорах) стабилизатор ставить не стоит-слишком мал КПД .Сейчас полно схем на транзисторахи "мелкосхемках".Рыться нет времени - позже что нибудь покажу.
Про "кирдык"АКБ. Для АКБ важно не превышать напряжение зарядки больше 14,4 -14,6 вольт.Условно можно считать,что нижняя граница напряжения при хранении и нормальных режимах работы не должна быть ниже 13,2 вольта.Есть еще поправки на "летний-зимний" режим,но главное - поддержание в указанном интервале напряжений.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: AntonSmr (88.200.185.---)
Дата:   10-02-07 17:15

> Было много разнгых обсуждений, где мелькала цифра 13,9 вольта, а если
> больше, то кирдык АКБ

Свинцово-кислотники могут заряжаться при напряжении 13.5...13.8 длительное время, или напряжением до 14.5 вольт, но для зарядки, и после зарядки надо снимать напряжение, сутками гонять так нежелательно.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Энди Крым (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   10-02-07 21:14

Юрий Лукич, а Ваша схема № 7 подойдёт? Ссылка.

Ссылка.



Отправка отредактированного (10-02-07 21:15)

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   10-02-07 21:19

Нет.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Энди Крым (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   10-02-07 21:23

Иван, а эти подойдут? Если да, какой лучше?
Ссылка.
Ссылка.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Иван (212.91.213.---)
Дата:   10-02-07 21:29

Пойдут, второй однозначно.
У первого указан слишком слабый диодный мост.
Но оба этих устройства не автоматические, чтобы не было перезаряда,
придется строго контролировать время заряда и наблюдать за "кипением" электролита.

Ответить на это сообщение
 
 Re: Сравнительные испытания трех стабилизаторов
Автор: Энди Крым (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   10-02-07 21:32

Спасибо.
Сегодня покупал детали для освещённого в этой теме стабилизатора.
Сопротивления 1,5 руб
Конденсатор кажется по 10 руб
Тиристоры BT-151-500r 34 руб
стабилитрон КС213ж 11 руб
диод 2 руб 10коп
А у стабилизатора метка со стороны катода или анода?



Отправка отредактированного (10-02-07 21:33)

Ответить на это сообщение
 Свернуть  |  Картинки Выкл.   Следующая тема  |  Предыдущая тема 

 Данная тема закрыта по истечении времени неактивности.
    Для продолжения обсуждения откройте новую тему. 


Рейтинг@Mail.ru