|
Лодки и моторы в вопросах и ответах
Правила общения в форуме
|
Прежде чем задать вопрос! Как правильно задавать вопросы в форуме и пользоваться материалами сайта. |

|
Московское время 05:28:39 | Ваше локальное время
| Владивостокское время 12:28:39 |
|
Автор: vertolet (---.spbmts.ru)
Дата: 27-10-24 21:44
Всем доброго времени суток! Подскажите пожалуйста, кто в теме, какой провод брать, есть нюансы? Много соплей образовалось, надо оптимизировать все, даунриггеры, огни, приборы, освещение и т.д.. сечение примерно представляю, а изоляции разные, не могу определиться. Ещё бы фото для наглядности проводок, был бы очень благодарен. Лодка 5,6 м.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 27-10-24 22:28
Хорошой провод стОит денег. А его в лодку не 5, не 10 и даже не 20 метров надоть. Поэтому купишь ты ПВ-3 (он же ПуГВ) и успокоишься. Потому как, по большому счету, ничуть он не хуже других.
Хотя по феншую правильней было бы лужёный...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 27-10-24 23:33
ПуГВ стОит не в пример дешевле. Ссылка.
Единственный его критический недостаток, на мой выпуклый глаз - очень скромная цветовая гамма.
Но её можно расширить за счёт автотракторного ПВАМ.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: slon (---.83.237.108.gprs.mrdv.mts.ru)
Дата: 27-10-24 23:49
Да в принципе любой кабель подойдёт. Медный гибкий. Если заморочиться можно взять контрольный кабель там сразу много жил, можно все в один запихать
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 28-10-24 00:09
Вот конкретно по представленному... У плетёного кабеля сильно повышен габарит. Плюс, многослойность изоляции придаёт ему излишнюю жёсткость. Плюс, сечение жил в 1кв.мм для питания не подойдёт. Придётся параллелить, что является лишним замороком.
Т.е., какдому овощу - своя грядка.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 28-10-24 00:53
@leksei писал:
> Ссылка.
> весьма познавательно про медные лужёные провода. Да, на лодке были бы полезны.
Если бы и наконечники на них насаживали по всем канонам - тогда да. А то могут взять звездатый провод и криво напялить на него говноконцы. И сказать, что проводка офуенная. Тогда как проводка - это не столько провод, сколько концы.
В прошлом и этом году обновлял местами концы, установленные 15 лет назад. Зачищая от изоляции заново провод - убедился в очередной раз, что ничего нелужёному проводу не делается даже в условиях повышенной влажности.
В условиях моря, конечно, требования другие, но там и защита концов должна быть исполнена совсем не так, как это делается в подавляющем большинстве случаев...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 28-10-24 01:01
федот68( Калуга) писал:
> А откуда у ТСа такой ник?
> Может правда - с авиации надёргать?
> Со списанного вертолёта, например...
На Амуре проводка выполнена авиационным проводом. Я такой провод первый раз увидел задолго до Амура - на самарском заводе Прогресс.
Так вот, такой провод мне даром не нужен. Потому как он сильно деревянный - заточен совсем под другие условия. Поэтому и выкинул сразу подторпедную и моторную косы. Осталась только бортовая часть, потому как это просто практически прямая палка. И сделал новые косы - из ПВАМ, ПуГВ и подобного. В числе прочего, донором тогда выступала и проводка от А100 - длинные провода с хорошей цветовой гаммой. Например: датчик КЛ масла - коричневый, датчик показометра масла - коричневый с голубой полосой. И т.д. и т.п. К тому же, малое сечение таких проводов позволило не раздуть запредельно жгут проводки...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: @leksei (---.bbn07-255.lipetsk.ru)
Дата: 28-10-24 01:03
Переделывал косу с старой машинки ОМС на новую BOMBARDIER , зачищал концы, все провода в жилах чёрные. То есть медь прилично так окислилась. А на моторах - как Джонсон 86 года так и Эвинруд 97 года провода лужёные, в мотор Джонсон 2005 года не лазил не смотрел.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 28-10-24 01:08
Ковыряю старые машины. Почернение жил внутри проводов не назвал бы массовым явлением. Да и само почернение ни к каким катастрофическим последствиям обычно не приводит. И как я уже писАл выше - гораздо большую лепту вносит деградация концов.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.sampo.ru)
Дата: 28-10-24 02:36
федот68( Калуга) писал:
> А откуда у ТСа такой ник?
> Может правда - с авиации надёргать?
> Со списанного вертолёта, например...
Уже не надергать, отлучен 2 года как. На Ми 8 проводка конечно есть, но правда деревянная какая то.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.sampo.ru)
Дата: 28-10-24 02:40
John Zaitsev писал:
> ПуГВ стОит не в пример дешевле. Ссылка.
> Единственный его критический недостаток, на мой выпуклый глаз - очень скромная
> цветовая гамма.
> Но её можно расширить за счёт автотракторного ПВАМ.
Спасибо, ПуГВ наше фсе. По цвету я понял, что черный и красный нужны к потребителям. По ссылке можно там брать? Еще лодка стоит на прицепе в гараже всегда, в свободное от плавания время. Может самый простой вариант подойдет.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.sampo.ru)
Дата: 28-10-24 02:47
А по схеме принципиальной не поможете? Заказал блок предохранителей, там плюс и минус уже есть.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: @leksei (---.bbn07-255.lipetsk.ru)
Дата: 28-10-24 03:23
У меня так только систем чека и трима нету. Только перекоммутировано не через мотор а через машинку. Но приборы по любому питание с машинки с ключа.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 05:58
vertolet писал:
> По цвету я понял, что черный и красный нужны к
> потребителям.
Для меньшей путаницы лучше придерживаться некоторых правил в мнемонике проводов.
Например:
Чёрный - минус
Красный - постоянный плюс. Постоянный - это когда он присутствует без включения зажигания. Потребители подобного рода - прикуриватель, зарядка, эхолот, лебёдка и т.п.
Жёлтый или оранжевый - плюс после замка зажигания. Обычно это приборка.
Белый - подсветка.
Меньшая путаница потом зело облегчает ремонт. И в критических ситуациях может стоить жизни...
> По ссылке можно там брать?
Это оченно неплохая контора. По крайней мере - в нашей деревне. У остальных с качеством проводов - как бык поссал. Ведь надо держать в уме, что по сечению проводов абсолютно везде наипут. В том же ЭТМе я имел разговор с мадамой на предмет этого самого недовеса. Ответ был примерно в таком ключе: " Ну вы знаете... Медь же у всех разная... Поэтому мы продаём не по сечению, а по сопротивлению..."
Ну, т.е. бл в отдельно взятом государстве взяли и похерили табличное значение удельного сопротивления технической меди. Ведь погрешность там такова, что все эти ужимки с сопротивлением никогда не выпрыгнут за погрешность замеров, которая присуща штангенциркулю. И ведь не буду же я шастать по лабазам с миллиомметром. Это глупо хотя бы по той причине, что контрольный отрезок провода мне никто не предоставит. А вот кусочек зачищенного - вполне.
Но надо сказать, что в этом ЭТМе недовес по геометрии был самый низкий из всех... И они пяткой били себя в грудь, что торгуют исключительно гостовским проводом...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: p.oleg (---.brdb.tts.magadan.su)
Дата: 28-10-24 06:03
тоже встал вопрос какие провода использовать в морской лодке.
С периодичностью, примерно раз в год окисливается и отваливается какой то из контактов в проводке.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 06:10
vertolet писал:
> А по схеме принципиальной не поможете? Заказал блок предохранителей, там плюс и
> минус уже есть.
Так-то тут выкладывали неплохо отрисованные варианты проводок, но я их не сохранял. Потому как, во-первых, они мне не нужны. А во-вторых, они мне и не подходят. Ведь лодка - это оченно индивидуальный и кастомизированный девайс. В отличие от автомобильного транспорта. Мало кто пользуется лодкой в том виде - в котором получил её...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 06:14
p.oleg писал:
> тоже встал вопрос какие провода использовать в морской лодке.
> С периодичностью, примерно раз в год окисливается и отваливается какой то из
> контактов в проводке.
Вот опять... Вопрос про провода, а далее - про контакты... Ведь хотя это и компоненты одного и того же, но борьба за живучесть их может отличаться...
Неплохо бы для начала привести фото проблемных контактов.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.spbmts.ru)
Дата: 28-10-24 06:33
Начал понимать немного, эта схема в принципе ничего? Предохранители ставить после выключателей? Наконечники защищённые? Спасибо.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 07:48
vertolet писал:
> Начал понимать немного, эта схема в принципе ничего?
Ничего. Ничего хорошего. Это и не схема, в общем-то.
З.Ы. Где-то справа в верхнем ряду клавиатуры должна быть кнопка Prnt Scr (print screen), а в нижнем слева - FN. При одновременном нажатии ноут делает снимок экрана. Затем нужно открыть Paint и одновременным нажатием Ctrl и V явить снимок в этом самом Пайнте. Затем сохранить картинку куда-нить (в .jpeg) на комп. Потом уже можно сюда. Без дефектов перефотографирования. И с возможностью подрисовки "оппонентами".
> Предохранители ставить
> после выключателей?
Перед.
> Наконечники защищённые?
Если т.н. изолированные, то категорически нет.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 07:53
vertolet писал:
> Вот примерно хочу.
Одноцветная немаркированная проводка - страшный сон того, кто будет потом с ней разбираться. Т.е. тратить свою жизнь. Либо того, кто будет оплачивать моточасы того, кто разбирается...
Плюс туча тех самых изолированных наконечников. Куча тикающих мин...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: p.oleg (---.brdb.tts.magadan.su)
Дата: 28-10-24 10:17
John Zaitsev писал:
> p.oleg писал:
>
> > тоже встал вопрос какие провода использовать в морской лодке.
> > С периодичностью, примерно раз в год окисливается и отваливается какой то из
> > контактов в проводке.
>
> Вот опять... Вопрос про провода, а далее - про контакты... Ведь хотя это и
> компоненты одного и того же, но борьба за живучесть их может отличаться...
> Неплохо бы для начала привести фото проблемных контактов.
да вот такие как на этой фотке. через год превращаются в белую пыль
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: serk 12 (---.dynamic.spd-mgts.ru)
Дата: 28-10-24 14:00
p.oleg писал:
> тоже встал вопрос какие провода использовать в морской лодке.
> С периодичностью, примерно раз в год окисливается и отваливается какой то из
> контактов в проводке.
Ссылка.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 28-10-24 16:30
Сете делал поводку из ПГВА. Может спокойно брать ПВ3 на его замену.
Если бы делал из провода с силиконовой оболочкой, то разориться можно.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 28-10-24 16:34
Как уже писали ранее, проводов в лодку нужно не десять метров, а намного больше. Вот коса для монтажа из кормы в консоль.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Бродяга Московский (46.39.45.---)
Дата: 28-10-24 16:39
Я делаю проводку из ПВ3, для того чтобы наконечники не отваливались надо брать нормальный инструмент для обжимки и наконечники должны соответствовать сечению провода.
Кстати, нелуженый провод стоит и на прицепе, а прицеп каждые выхи заплывает в воду два раза, все работает лет 15-17 без проблем.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (---.ip.ilogica.ru)
Дата: 28-10-24 17:16
Бродяга Московский писал:
> Я делаю проводку из ПВ3, для того чтобы наконечники не отваливались надо брать
> нормальный инструмент для обжимки и наконечники должны соответствовать сечению
> провода.
> Кстати, нелуженый провод стоит и на прицепе, а прицеп каждые выхи заплывает в
> воду два раза, все работает лет 15-17 без проблем.
+100500
На наконечниках экономить не нужно.
Я брал такие для провода 0,75 кв.мм. Ссылка., после обжимки еще пропаивал само соединение, хотя можно было этого не делать.
Для более толстых проводов c Алиэкспресс заказывал такие, тоже не плохие по качеству:
Ссылка.
Ссылка.
Если используешь провода одного цвета, то обязательно возьми изоленту белого цвета и перманентный маркет. Делаешь ярлык из изоленты и подписываешь, тогда потом без проблем можно будет сделать ревизию проводки.
По проводу рекомендую использовать производство Электрокабель Кольчугино. Они делают реальный ГОСТ и изоляция приличная, сравнения есть в интернете, можно убедиться.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.sampo.ru)
Дата: 28-10-24 18:22
s@nches писал:
>
> Если используешь провода одного цвета, то обязательно возьми изоленту белого
> цвета и перманентный маркет. Делаешь ярлык из изоленты и подписываешь, тогда
> потом без проблем можно будет сделать ревизию проводки.
> По проводу рекомендую использовать производство Электрокабель Кольчугино. Они
> делают реальный ГОСТ и изоляция приличная, сравнения есть в интернете, можно
> убедиться.
Санчес спасибо,я так и хотел метить, потребителей много, на них расцветок не хватит.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.sampo.ru)
Дата: 28-10-24 18:25
John Zaitsev писал
>
> Так-то тут выкладывали неплохо отрисованные варианты проводок, но я их не
> сохранял. Потому как, во-первых, они мне не нужны. А во-вторых, они мне и не
> подходят. Ведь лодка - это оченно индивидуальный и кастомизированный девайс. В
> отличие от автомобильного транспорта. Мало кто пользуется лодкой в том виде - в
> котором получил её...
Да, конечно буду рыть, все уже придумано до нас. А что касается наконечников, обжимать и все? Пусть открытые они будут? Инструмент для этого есть. Спасибо за советы.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: serk 12 (---.yovbeauty.com)
Дата: 28-10-24 18:40
vertolet писал:
..
> А что касается наконечников,
> обжимать и все? Пусть открытые они будут? Инструмент для этого есть. Спасибо за
> советы.
А термоусадка цветная зачем продаётся?)))))
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 19:33
p.oleg писал:
> да вот такие как на этой фотке. через год превращаются в белую пыль
Если наконечник превращается в белую пыль, то это говорит о том, что он сделан из люминя и его сплавов. А люминевых изолированных наконечников мне не попадалось. В оригинале они делаются из лужёной меди, но полно подделок из нержефольги и оцинкованной жести. Вот конкретно те, что на фото - из жестянки.
В условиях агрессивной среды хорошо помогает извазякивание концов в консистентной смазке типа литола. Но в любом случае концы должны быть из правильного материала.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 19:46
vertolet писал:
> я так и хотел метить, потребителей много, на них расцветок не
> хватит.
В промэлектрике имеют широкое распространение провода минимум пяти цветов: чёрный, белый, красный, жёлто-зелёный и голубой. А в автотракторных - и того больше.
Не сделать в проводке хоть какую-то дифференциацию штанов - заложить мину самому себе... И осложнить работу...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Бродяга Московский (46.39.45.---)
Дата: 28-10-24 19:53
vertolet писал:
> А что касается наконечников, обжимать и все? Пусть открытые они будут?
укрепить термоусадкой, тем самым создашь упругость в соединении (мех. прочность).
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 28-10-24 20:38
vertolet писал:
> Да, конечно буду рыть, все уже придумано до нас. А что касается наконечников,
> обжимать и все? Пусть открытые они будут? Инструмент для этого есть.
В лодочных изделиях продолжают широко применять клеммы стандарта 6,3, который был основным для всей советской автотехники. Да и в бытовой технике он тоже применяется.
Поэтому для этих клемм существует широкая номенклатура пластиковых чехлов ака колодок. В т.ч. и для одиночных. С наскока не нашёл даже в каталогах известных сайтов типа "Клемма 505" и вышепредставленного "12VI"... Вечером как-нить... Или сфотаю...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Глеб (94.25.224.---)
Дата: 29-10-24 00:46
John Zaitsev писал:
> .
>
> Ещё ни одна встреча с установленными не заводом такими наконечниками не явила
> ничего хорошего.
Да, видно, что ни одна клемма правильно не обжата - руки бы обжимальщику вырвать.
Что касается 6,3 - т оих установка требует гораздо более высокой квалификации и по времени в разы медленнее.
Поэтому при поточной сборке трудолюбивыми mexican hombres на заводах по производству катеров и яхт в светоче демократии этот стандарт и не используется - что не мешает обжимать клеммы так, что они не отлетают десятилетиями (я не перекладывал родную проводку своего Трофи ни разу, только добавлял компоненты, а ведь ему четверть века стукнуло уже!)
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (178.176.75.---)
Дата: 29-10-24 01:11
Я для тех контактов, ссылки на которые давал выше, брал на али вот такие разъёмы:
Ссылка.
С ними в комплекте идут кембрики (колпачки или как их там называют?).
Дело в том, что у таких контактов идет посередине нажимная лапка, которая жестко фиксируется на отверстии "папы" и если ее закатать в термоусадку, а тем более с клеевым слоем то снимать его будет неудобно, либо просто термоусадка нажмет на эту самую лапку и фиксации не получится, да и ставить тяжело, особенно в тех местах, где работаешь как гинеколог...
Все провода на китайском блоке кнопок я менял, так как делал отдельную ветку питания для каждой кнопки. Короче, от их китайской проводки оставил только эти самые кембрики.
Что касается схемы, то для себя подготовил такой вариант, в итоге не реализовал только стектоочиститель и ушел от реле главного, которое разрывало линию от аккума до предохранительной колодки, а вот линий освещения добавил несколько.
Блок реле покупал тоже на Али, вот такой:
Ссылка.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (178.176.75.---)
Дата: 29-10-24 01:41
Что касается НКИ, то на них тоже советую не экономить, для себя брал упаковки НКИ производства КВТ. Они не из фольги и прекрасно обжимаются. Правда я измучился менять матрицы на клещах, то на 6.3 мм, то на НКИ. Плюнул и обжимал НКИ специальными углублениями на стрипере.
НКИ нужно брать сразу нескольких типоразмеров, они отличаются толщиной обжимаемого провода (1.5, 2.5, 4 кв. мм.) ещё и по диаметру отверстия. В основном 4.3, 5.3 и 6.4 мм.
Для основного массового провода наконечник подбирается отдельно. У меня минусовой шинки на блоке не хватило, взял колодку красного цвета (черная стоит в корме). Ещё одна минусовая колодка стоит под левой консолью, чтобы не тянуть туда минус для каждого источника.
Минус по корпусу лодки у меня был только наводкой от мотора.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Глеб (94.25.224.---)
Дата: 29-10-24 01:57
Не пойму, зачем ставить реле перед горном, дворником и зарядным для USB, и, в то же время, не ставить контактор перед лебедкой (цепь ее управления вообще не прорисована). Установка главного предохранителя неверная.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: 66 (176.97.110.---)
Дата: 29-10-24 02:37
федот68( Калуга) писал:
> Может правда - с авиации надёргать?
И поменяться с тем кто может надёргать с подводной лодки!
Тоже списаной например!
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 29-10-24 04:55
.
vertolet писал:
> Пусть открытые они будут?
Как и обещал - сфотал колодки для одинарных концов стандарта 6,3.
Слева для бесстопорной "мамы", справа - для "мамы" со стопором.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 29-10-24 05:02
.
Как видно - бесстопорная тоньше. Но именно такая предназначена для подсоединения к оборудованию. И сама "мама" выполнена из более толстого металла.
Тогда как "стопорная" предназначена для подсоединения к ответной части - колодке с "папой".
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: федот68( Калуга) (---.broadband.corbina.ru)
Дата: 29-10-24 05:19
66 писал:
> федот68( Калуга) писал:
>
> > Может правда - с авиации надёргать?
>
> И поменяться с тем кто может надёргать с подводной лодки!
> Тоже списаной например!
Тут Макс Аралин как то фастался..
( про дОбычу цветмета со списанного плавсостава)
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 29-10-24 05:28
Глеб писал:
> Не пойму, зачем ставить реле перед горном, дворником и зарядным для USB, и, в то
> же время, не ставить контактор перед лебедкой (цепь ее управления вообще не
> прорисована). Установка главного предохранителя неверная.
Перед USB я бы не ставил, но там в параллель шла розетка 12 в, просто рисунка ее не нашёл.
Реле перед горном - ну, в принципе, можно было не ставить, там ампераж не большой, но он управлялся китайской кнопочкой, которая не внушала доверие и пускать через неё даже 5 ампер не хотелось.
Лебёдка - фирмы Штокер, она самодостаточная, ее питание организовано комплектными проводами и идет прямо от аккумулятора, плюс свой термопред. Толку от контактора там нет. Кнопка соответственно управляет двигателем через встроенные в лебедку реле.
Предохранитель чем на угодил?
PS Про стеклоочиститель. На этапе наброски схемы я не нашёл ампераж привода. Все зависит от того, какое его потребление и через что делать коммутацию. Сейчас посмотрел TMC, сила тока 1,5А, почему-то думал, что намного больше. Если так, то реле нафиг не нужно.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 29-10-24 05:37
Глеб писал:
> Что касается 6,3 - т оих установка требует гораздо более высокой квалификации и
> по времени в разы медленнее.
> Поэтому при поточной сборке трудолюбивыми mexican hombres на заводах по
> производству катеров и яхт в светоче демократии этот стандарт и не используется
> - что не мешает обжимать клеммы так, что они не отлетают десятилетиями (я не
> перекладывал родную проводку своего Трофи ни разу, только добавлял компоненты, а
> ведь ему четверть века стукнуло уже!)
Разговор за изолированные наконечники (ИН) заходит уже не первый раз. И фотки нормального их обжима в заводских условиях тут приводили. Но как и в случае с клеммами двойного обжима - всё упирается как в квалификацию обжимальщика, так и в качество самих клемм (в инструмент тоже: не представляю - как можно жать такие вещи не предназначенными для этого вещами).
И есть ещё один момент: ИН более чувствительны к коэффициенту заполнения их проводом. Как и кабельные наконечники. Ибо и там, и там принцип действия один и тот же - сплющивание. Тогда как у клемм двойного обжима эффект достигается заворачиванием краёв.
Т.е. ИН требуют более точного подбора к сечению провода. А сколько людей реально этим заморачиваются? Ведь, по мнению некоторых, синий цвет обозначает минусовые клеммы, а красный - плюсовые... )
Насчёт того , что клеммы двойного обжима требуют кратно большего времени - не соглашусь: и там, и там - примерно одинаковые операции по подготовке провода, и примерно одинаковый процесс собственно обжима. И даже то, что сам я обжимаю часто за два прохода - увеличивает время буквально на какие-то секунды.
Всё-таки здесь речь не о работе на время идёт и не о серийном производстве...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 29-10-24 05:47
.
s@nches писал:
> Правда я
> измучился менять матрицы на клещах, то на 6.3 мм, то на НКИ.
Если была возможность жать клеммы двойного обжима (КДО), то зачем вообще было комбинировать их с ИН? Ведь у КДО есть такая очень полезная фича как фиксация оболочки.
Обвёл красным на твоём фото место, где заложена потенциальная проблема.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: федот68( Калуга) (---.broadband.corbina.ru)
Дата: 29-10-24 06:12
Балаковский..
Ты не экспедицию на Марс готовишь, часом??
Не скажу " перестраховщик".
Но реально на порядок ты таки перезакладываешься.
Что в данных советах, что в своей работе.
Попробуй опровергнуть ?
:-))vertolet писал:
> Всем доброго времени суток! Подскажите пожалуйста, кто в теме, какой провод
> брать, есть нюансы? Много соплей образовалось, надо оптимизировать все,
> даунриггеры, огни, приборы, освещение и т.д.. сечение примерно представляю, а
> изоляции разные, не могу определиться. Ещё бы фото для наглядности проводок, был
> бы очень благодарен. Лодка 5,6 м.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 29-10-24 06:14
John Zaitsev писал:
> .
>
> s@nches писал:
>
> > Правда я
> > измучился менять матрицы на клещах, то на 6.3 мм, то на НКИ.
>
> Если была возможность жать клеммы двойного обжима (КДО), то зачем вообще было
> комбинировать их с ИН? Ведь у КДО есть такая очень полезная фича как фиксация
> оболочки.
>
> Обвёл красным на твоём фото место, где заложена потенциальная проблема.
Во глазастый! 5 баллов за внимательность!
Причина проста - лень... Клещи одни, а матриц много. Нужно как-нибудь купить вторые клещи специально для НКИ. Одно сделаешь, соединение ножевое, ко второму переходишь, нужно матрицы перекручивать нля НКИ. Вот и приходилось некоторые соединения делать в упрощенном виде. На стрипере специальная часть есть для НКИ, вот ей и продавливал. Провод складывал вдвойне и в надежности соединений сомнений нет, после этого пробовал каждое соединение на разрыв, хотя косяк признаю, жила видна. А вот почему я не переделал, туь ответа нет. ХЗ. Если честно, то я только сейчас это увидел...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vlad61a (---.instances.scw.cloud)
Дата: 29-10-24 12:40
vertolet писал:
> Всем доброго времени суток! Подскажите пожалуйста, кто в теме, какой провод
> брать, есть нюансы? Много соплей образовалось, надо оптимизировать все,
> даунриггеры, огни, приборы, освещение и т.д.. сечение примерно представляю, а
> изоляции разные, не могу определиться. Ещё бы фото для наглядности проводок, был
> бы очень благодарен. Лодка 5,6 м.
Джон, правильно подсказал провод ПУГВ является оптимальным решением и плюс его в автомобильную разрезную гофру.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: zev (---.novotelecom.ru)
Дата: 29-10-24 13:19
John Zaitsev писал:
> В промэлектрике имеют широкое распространение провода минимум пяти цветов:
> чёрный, белый, красный, жёлто-зелёный и голубой.
Про коричневый забыл.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: zev (---.novotelecom.ru)
Дата: 29-10-24 15:31
Щас крамолу выскажу.
На предыдущем месте работы разжился значительным количеством комповой витой пары, шедшей на выброс. Пустил в дело. К динамикам проводку из нее выполнил и косу на слаботочку в корму.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (178.178.210.---)
Дата: 29-10-24 21:12
Нет – не забыл. Коричневый действительно не так часто попадается как в каталогах, так и в развалах. Но если попадётся – я возражать не буду.
Его можно выделить, например, на бортовое освещение.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: vertolet (---.spbmts.ru)
Дата: 29-10-24 22:35
Спасибо всем откликнувшимся, буду мастырить: провод ПУГВ, наконечники под винты, без изоляции, с термоусадкой. Обжимать буду крепко, чтобы не оторвались. Решение с колодками понравилось, с маркировкой тоже.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (---.ip.ilogica.ru)
Дата: 29-10-24 22:56
John Zaitsev писал:
> Нет – не забыл. Коричневый действительно не так часто попадается как в
> каталогах, так и в развалах. Но если попадётся – я возражать не буду.
> Его можно выделить, например, на бортовое освещение.
ПУГВ коричневого никогда не видел. Если уж сильно принципиальна цветовая дифференциация, то у ПГВА есть огромное количество цветов и фиолетовый, и голубой, и коричневый, и светло-коричневый и еще много всяких цветов. Главное не купиться на дешевизну, я в 21 году делал проводку в машине и решил прикупить бухту провода, чтобы два раза не бегать, заказал Рексант. Этикетка сулила получение провода "Автомобильного. ПГВА", он оказался алюминиевым омедненным, хорошо, что была возможность сдать обратно в Озоне, чем я и воспользовался моментально. Потом в рознице видел наборы проводов Радуга с такими же жилами из алюминия. Будьте осторожны!
Во всех маркетплейсах есть наборы ПГВА по 3 и по 5 метров. На ВБ есть и на Озоне точно есть. На Озоне можно купить провода завода Автопровод, это реальный гостовский провод. При получении обязательно проверить что видно на срезе, можно даже отрезать один миллиметр, чтобы убедиться, если в "медной" жиле виден алюминиевый блеск, то нужно сразу сдавать назад
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Витька (---.spbmts.ru)
Дата: 30-10-24 00:44
В 2019 году перепрокладывал проводку на прошлой лодке. Накупил ПГВА, всего одно место знаю у нас, где им торгуют отечественным гостовским, хоть и дорого. Наконечники использовал изолированные, обжималку для них купил. Активно эксплуатировал лодку 3 сезона, потом она 2 года простояла на улице под тентом. Этим летом распаковал, спустил, завел - все работает. 5 лет, конечно, не показатель. В этом году менял часть проводки на нынешней лодке. ПГВА отечественный стоит вообще космических денег, зато на каждом углу под видом ПГВА, в том числе на маркетплейсах, продается китайский люминиевый с медным покрытием, не приведи бог. Поэтому использовал ПуГВ. Он недорогой, везде есть.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Глеб (94.25.224.---)
Дата: 30-10-24 01:45
s@nches писал:
> Предохранитель чем на угодил?
Согласно твоей схеме, он установлен между аккумулятором и выключателем батареи, от которого идут три линии нагрузки: лебедка со своим термал брекером (не показан на схеме), общий провод потребителей и силовая цепь стартера.
В результате получаем, что предохранитель находится в силовой цепи стартера, а так быть не должно. В подтверждение своих слов сошлюсь на ГОСТ_Р_10133-2018:
8.1 Выключатель с механизмом свободного расцепления, с ручным возвратом или предохранитель должен быть установлен в пределах 200 мм от источника литания для каждой цепи или проводника системы, измеренного вдоль проводника (см. приложение С).
Примечание — Настоящее требование не касается проводников пускового двигателя.
Аналогичные требования установлены ABYC E-11:
11.10.1.1.1 Overcurrent Protection Device Location - Ungrounded conductors shall be provided with overcurrent protection within a distance of seven inches (175mm) of the point at which the conductor is connected to the source of power measured along the conductor. (See FIGURE 15.)
EXCEPTIONS:
1. Cranking motor conductors.
Вот так, как то.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Глеб (94.25.224.---)
Дата: 30-10-24 01:50
John Zaitsev писал:
> Насчёт того , что клеммы двойного обжима требуют кратно большего времени - не
> соглашусь: и там, и там - примерно одинаковые операции по подготовке провода, и
> примерно одинаковый процесс собственно обжима. И даже то, что сам я обжимаю
> часто за два прохода - увеличивает время буквально на какие-то секунды.
> Всё-таки здесь речь не о работе на время идёт и не о серийном производстве...
Есть грех - использовалв диалоге личный опыт: сей год тоже перешел на двойной обжим, и оказалось , что и тебуемое время раз в 5 больше, и брак чаще. Возможно, скорость увеличится по мере увеличения практики.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Глеб (94.25.224.---)
Дата: 30-10-24 02:04
zev писал:
> Щас крамолу выскажу.
> На предыдущем месте работы разжился значительным количеством комповой витой
> пары, шедшей на выброс. Пустил в дело. К динамикам проводку из нее выполнил и
> косу на слаботочку в корму.
0,52 мм. кв. это очень мало.Вышеприведенный ГОСТ 10133-2018 говорит нам, что:
7.7 Каждый отдельно установленный проводник длиной более 200 мм должен иметь площадь минимум 1 мм2. Каждый проводник в оболочке для нескольких проводников должен иметь площадь минимум 0.75 мм2 и может выходить за пределы оболочки на расстояние, превышающее 800 мм.
Примечание — В качестве внутренней проводки распределительных шитов необходимо использовать проводники площадью минимум 0.75 мм2.
Гост не конкретизирует причину. Однако, если копнуть ABYC, находим обоснование рекомендаций -это механическая прочность провода. ABYC рекомендует минимальный провод AWG16, во внутренней проводке распределительных щитов допускает AWG18.
Вообще, американские стандарты жестче наших.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 30-10-24 04:23
Глеб писал:
> s@nches писал:
>
>
> > Предохранитель чем на угодил?
>
> Согласно твоей схеме, он установлен между аккумулятором и выключателем батареи,
> от которого идут три линии нагрузки: лебедка со своим термал брекером (не
> показан на схеме), общий провод потребителей и силовая цепь стартера.
> В результате получаем, что предохранитель находится в силовой цепи стартера, а
> так быть не должно. В подтверждение своих слов сошлюсь на ГОСТ_Р_10133-2018:
>
В этом смысле все верно. Предохранитель должен защищать идущую за ним линию от расцепителя до блока предохранителей (ПГВА 10 кв. мм). И ветку на мотор, там не знаю какой диаметр, но не меньше 10 квадратов. А по лебедке написал, там свой терморасцепитель. Более того, он подключается дополнительно к предохранителю.
Для себя нашёл хорошее решение, опять же на Али заказал аккумуляторную клемму со встроенными предохранителями. Только нужно заменить номиналы ленточных предохранителей. На минусовой провод купил быстросъемную клемму.
А в схеме конечно есть недочеты, это же для меня просто опорная картинка была, а в процессе работы в ней делалась коррекция. Не могу я работать по такому чертежу, который ТС привел для анализа. Схема создавалась ещё до того, как у меня появилась лодка и мотор, потому на картинке Ямаха, а в итоге потом Мерк был. Каких-то доработок было много, например - клеммные колодки минусового провода. Как писал, их лучше сделать отдельные на корму, на правую консоль и на левую консоль, дабы сократить количество минусовых проводов. Отопитель Планар тоже имеет свою заводскую пару предохранителей, они на схеме не отображены. Минус отопителя тоже отдельный и подключался к отдельной клемме на аккумуляторе (Deka DC27), это давало возможность при отключеной минусового клемме использовать отопитель на стоянке, при этом отрубить все остальные источники потребления.
Также отдельный предохранитель в корпусе был подключен к плюсовой клемме и от него запитывалась подсветка кормового рундука, она работала мимо поворотного ключа массы. Кто-то пускает помпу на постоянку, но мне не актуально, лодка стояла на прицепе на берегу.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 30-10-24 05:17
Тож хотел себе такие быстросъёмы... И не раз брал в руки эти клеммы.. Но так и не смог себя заставить купить причиндал, куда силовой провод зажимается пучком, да ещё и сдавливанием плашмя. Рано или поздно он начнёт там шевелиться, а это сам знаешь что означает...
Можно конечно переделать. Но купить и потом переделывать, да ещё и с неизвестным результатом работы девайса ввиду особенностей конструкции... В общем - так и не решился. Поставил монолитные лужёные клеммы. Ссылка.
З.Ы. Не понял смысла обхода питания "вебасты" вокруг выключателя массы. Ведь она включается только тогда, когда кто-то есть в лодке. И этот кто-то может выключить всё остальное. А смысл выключателя массы как раз в том - чтобы ничего не работало без человека. А вебаста относится к потребителям, у которых нет железного рубильника. Т.е. - она может запуститься сама. Ссылка.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: buss (178.70.20.---)
Дата: 30-10-24 05:30
в нормальном серьезном судостроении строго используется многожильный
медный кабель, никаких отдельно идущих проводов.
иногда экранированный если это будет нужно для дела. жилы маркируются или подписываются и коммутируются как это требует схема в кс на колодках под винт.
все эти отдельно идущие провода влияние ширпотреба автомобильной промышленности.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 30-10-24 05:45
John Zaitsev писал:
> Тож хотел себе такие быстросъёмы... И не раз брал в руки эти клеммы.. Но так и
> не смог себя заставить купить
Тоже напрягал этот вопрос, провод в нее сложил вдвойне, на фотке это видно. За два года ничего не случилось. Контакт не разболтался. Подкупило удобство.
По Планару ситуация из разряда "Я художник, я так вижу". В лодке были потребители, которые бы я не хотел оставлять включенными на ночь (лебедка, зарядки USB с подсветкой, да и планируемое изначально основное силовое реле). Плюс, я не хотел, чтобы Планар был бы постоянно включен, для этого нужно было на него ставить выключатель отдельный. Мне легче было его включать собственной массой. Ну это я так думал на этапе подготовки)) Хотя в итоге я конечно никакие потребители на ночёвке не выключал. 100 амперный аккумулятор спокойно выдерживал двухсуточные переходы и в этом не было никакой необходимости.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: John Zaitsev (---.san.ru)
Дата: 30-10-24 05:54
buss писал:
> в нормальном серьезном судостроении строго используется многожильный
> медный кабель, никаких отдельно идущих проводов.
> иногда экранированный если это будет нужно для дела. жилы маркируются или
> подписываются и коммутируются как это требует схема в кс на колодках под винт.
> все эти отдельно идущие провода влияние ширпотреба автомобильной промышленности.
В серьёзном судостроении погонаж объекта может исчисляться сотнями метров. И количество оборудования на порядки больше. Вручную такие объёмы не наплетёшься, поэтому и используют готовые многожильные кабеля. Которые, если смасштабировать, для большого корабля будут являться отдельными проводка́ми. И боюсь, что на серьёзных кораблях количество тех кабелей превышает количество отдельных проводков в лодках...
Хотя на том самом Прогрессе у нас была группа, которая плела вручную прово́дки для самолётов. Я туда не пошёл - мне это было не интересно - я к электронщикам прибился.
А в лодках исключительное использование контрольных кабелей - действие из разряда фетишизма или ещё чего похлеще. Ибо нет в природе кабелей с нужным количеством жил разного сечения. Поэтому проводка даже на лодки, изготовленными такими гигантами, как КнААПО, изготавливалась вручную из дискретных проводов. И бортовой жгут просто засовывался в кембрик соответствующего диаметра. Что с точки зрения надёжности гораздее гофры, но более торудозатратно...
Так что про ширпотреб - это ты для красного словца...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: s@nches (31.173.86.---)
Дата: 30-10-24 06:06
buss писал:
> в нормальном серьезном судостроении строго используется многожильный
> медный кабель, никаких отдельно идущих проводов.
> иногда экранированный если это будет нужно для дела. жилы маркируются или
> подписываются и коммутируются как это требует схема в кс на колодках под винт.
> все эти отдельно идущие провода влияние ширпотреба автомобильной промышленности.
Разные принципы в проектном судостроении и в частном маломерном. У частников сегодня одна схема, а завтра: "Хочу сюда диодную подсветку". Так что несколько токопроводящих жил - это хорошо с одной стороны, а с другой - плохо. Выйдет из строя один проводник, что после этого делать? Менять весь кабель? Да и с точки зрения отвода тепла многожилка это скорее минус. Не думаю, что в мелколодках использование многожильных кабелей с изолированными жилами оправдано и с практической, и с экономической точки зрения. Одно могу сказать точно, реализция нормальной системы из провода ПГВА или ПВ3 (ПУГВ) - это намного лучше, чем ШВВП, установленные производителем. Хорошо, что люди реализуют питание не через какой-нибудь K-Line или CAN... Там вообще будет один силовой провод на блок. Прогресс не стоит на месте, иногда в ущерб параметру надежности и безотказности. Для новой лодки на вот этот девайс засматриваюсь Ссылка.
Может есть пользователи? Поделитесь впечатлением. Смущает подход китайский, понять бы какие там силовые ключи, да и сами провода. Не хочу Микатсу))
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: mikhailak (---.kis.ru)
Дата: 30-10-24 18:40
Брал в леруа 30 метров 2 жильного кабеля( 2,5 мм ). Медный .Мне достаточно. И хватило с запасом. Лодка 4,4 м. Пока все на "скрутках", с термоизоляцией с клеевым слоем. Уже три года порядок полный.
Весной буду менять на зажимы соединители.
Установлено: огни ходовые, кормовой огонь, эхолот, помпа ручное включение плюс авто включение. Предохранители по потребляемым параметрам( на всем указано).
|
|
Ответить на это сообщение
|
|