|
Лодки и моторы в вопросах и ответах
Правила общения в форуме
|
Прежде чем задать вопрос! Как правильно задавать вопросы в форуме и пользоваться материалами сайта. |
|
Московское время 14:08:09 | Ваше локальное время
| Владивостокское время 21:08:09 |
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 16-04-05 18:11
Итак, испытал первый раз это устройство с мотором.
Правда, на суше и кратковременно, т.к. "Привет" запускался всухую,
погода не позволила выйти в море.
На фото изображен первоначальный вариант стабилизатора, сегодня испытывал несколько измененный.
Исходный вариант схемы, опубликованный в "Катерах и Яхтах".
Мой вариант, испытанный сегодня. Отличие заключается в том, что измерительная
цепь подключена непосредственно к выходу, таким образом диоды выпрямителя
оказываются охваченными петлей обратной связи и влияние зависимости
падения напряжения на них от тока нагрузки исключается.
Разумеется, ввиду кратковременности испытаний данные примерны.
Тем не менее, установлено, что с нагрузкой в виде тахометра ТХ-193 с согласующим устройством,
потребляющей ток 12 ма, напряжение стабилизации 14.2 вольта достигается уже при частоте вращения коленвала 1500 об/мин,
и остается постоянным до 5000 об/мин, а при подключении автомобильной лампы мощностью 40 ватт
напряжение не падает ниже 13.8 вольт и остается стабильным в диапазоне 2000~5000 об/мин.
При 1000 об/мин напряжение падает примерно до 10 вольт, но это фактически нижний предел устойчивых оборотов.
К сожалению, выйти в море пока не удалось из-за сильного ветра и волны, возможно, это удастся завтра,
и характеристики будут уточнены.
А пока выводы таковы: стабилизатор вполне работоспособен,
а магдино МБ-23, возможно, выдает и более 40 ватт при 5000 об/мин.
Напомню основные достоинства именно этого варианта стабилизатора:
1. Отсутствие необходимости сложных слесарных работ и изготовления радиаторов и коробок;
2. Взятие за основу широкораспространенного выпрямителя ВБГ-3А, которым штатно комплектуются "Вихри" и "Нептуны";
3. Практически не ухудшается расчетный тепловой режим диодов выпрямителя;
4. Стоимость дополнительных деталей не превышает 50 рублей (если покупать конденсатор - то 100 руб).
К сожалению, идея с размещением дополнительных деталей на выводах тиристоров
не оправдала себя, т.к. напряжение при этом сильно зависело от тока нагрузки.
В окончательном варианте три дополнительных резистора, диод и стабилитрон будут
смонтированы на небольшой плате, привинченной к винту "массы".
Корпус и дополнительные кронштейны не потребуются.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 16-04-05 21:41
Лукич, ну какой там прогрев за те 30 секунд, что работал мотор без воды?
Потом я делал паузу минут 5, чтоб мотор не загубить, дергал еще пару раз.
Завтра, надеюсь, испытаю полноценно.
Батарею кондеров ставил вплоть до 18000 мкф, величины напряжения указаны для этого случая.
Испытывал и с одним кондером 2200, но это явно мало.
Думаю, одного современного 10000мкф х 16 вольт будет достаточно.
У нас такой стОит 47 рублей.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 16-04-05 21:47
Главный же вывод - энергии МБ-23 выдает в достатке.
40 ватт уже при 2000 оборотах. Т.е. мелочиться с подбором диодов Шоттки необязательно.
Или, если подбирать, то можно питать поболее потребителей.
Правда, подозреваю, что 40 ватт переменки это магдино не выдаст.
Именно конденсаторы после выпрямителя позволяют "выжать все соки".
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата: 16-04-05 22:11
Иван, убери последнюю фразу про конденсатор и соки....Если из генератора ничего, то откуда в кондере ?!!!
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 16-04-05 22:20
Это лишь предположения.
К сожалению, у меня нет достаточно точных приборов, способных мерить переменный ток частотой 167 герц сложной формы.
Я имел в виду, что при большом пикфакторе конденсатор запасает во во время импульса всю энергию,
которую не взяла резистивная нагрузка, а затем отдает ее в паузах.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 16-04-05 22:42
Все это так, но мне непонятно, почему МБ-23 выдает больше паспортных 40 ватт.
Если бы точно знать резистивное сопротивление генераторной катушки, ее индуктивность рассеяния,
точную форму ЭДС зависимость ее от частоты вращения...
А так остается только гадать на кофейной гуще.
С другой стороны, а надо ли все это знать? Получить приемлемый результат - и ладно.
Не космическая ведь техника... Такая вот закрадывается мысль.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 17-04-05 20:40
Итак, сегодня удалось совершить полноценный выход на острова (с поправкой на апрель).
15 км туда, 14 - обратно.
Итоги:
1. Детали стабилизатора греются очень слабо, на грани чувствительности моего не очень грубого пальца.
В режиме малой нагрузки (12 ма) радиаторы греются меньше, чем в режиме большой (40 ватт, 3.5 А).
То бишь, ток КЗ через тиристоры греет их меньше, чем ток через диоды в режиме большой нагрузки.
2. Генераторная катушка под маховиком тоже почти не греется - на грани чувствительности пальца.
Температура воздуха была +8~+10 градусов.
Полагаю, что летом перегрев катушке и деталям тоже не грозит.
3. Диапазон постоянства напряжения на 40-ваттной нагрузке - 3000 и выше об/мин
(ранее я ошибочно писал 2000 и выше).
4. GPS-навигатор GARMIN-II совершенно нормально работает от тиристорного стабилизатора,
т.е. высокочастотные помехи никак на него не влияют, а слушать радио на ходу неактуально.
5. При 4600 об/мин полным накалом горят три лампы - 40 ватт + 5 + 3 = 48.
Вывод: вполне рабочая схема. Рекомендую.
Подберу сопли, прикручу к лодке напостоянку и буду пользоваться.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 17-04-05 21:57
Температуру радиаторов выпрямителя и катушки под маховиком я оцениваю в 40°С при температуре воздуха +8~10°C.
Это означает, что в летнюю владивостокскую жару (+28~30 максимум) температура этих деталей
не превысит +60°C, что более чем приемлемо, и есть запас на бОльшую жару (для других регионов).
Мой GPS-навигатор, согласно своему паспорту, способен работать от внешнего напряжения
10-40 вольт, т.е. содержит внутренний стабилизатор, снижающий чувствительность к помехам.
Для работы от бортовой сети следует выбирать модели с подобной опцией.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Энди Крым (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата: 18-04-05 04:45
А правда ли что на Приветы ставили магниты редкозёмы. Если так. то более 40 ватт не удивительно.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (---.vmts.ru)
Дата: 18-04-05 08:38
Энди Крым В-30 Моск сказал:
>
> А правда ли что на Приветы ставили магниты редкозёмы.
Не знаю, что там ставили, но магниты и башмаки на моих "Приветах" в точности похожи
на "нептуновские", такое впечатление, что их делали на одном конвейере.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Андрей Н2 (217.175.140.---)
Дата: 18-04-05 16:54
Отличное решение! Молодец, Иван! Года три смотрю на эту схемку - что то здесь не так! И тут всё так просто! Не за чем с каждым всплеском бороться, если много коротить всё и без проблем... ВСЁ решение нашел ИВАН , дальше париться с этим вопросом нет смысла! При необходимости иметь стабильное напряжение - LM2576/
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Юрий Лукич (---.dialup.primorye.ru)
Дата: 18-04-05 18:39
Подбор напряжения стабилизации при применении стабилитрона с меньшим , чем хотелось, напряжением...
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата: 18-04-05 18:48
......или коробка стабилитронов для настройки.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата: 18-04-05 18:51
А переполюсовывать категорически не будем? Потому как не пьем..с за румпелем?
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 18-04-05 20:03
Увы, отечественных стабилитронов с номиналом 14 вольт не существует,
насчет импортных - не уверен, но в продаже не нашел.
Пришлось подбирать из 13-вольтовых + диод.
Правда, я еще с 15-вольтовыми не экспериментировал.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 18-04-05 20:32
Я имел в виду, что читатели в курсе, где лежит первоисточник.
Но могу повторить и здесь:
V7 - стабилитрон Д814Д, КС213Ж.
V8 - любой маломощный кремниевый диод, например, Д223;
R1, R3 - резисторы МЛТ-0.25 30 Ом;
R2 - резистор МЛТ-0.25 200 Ом;
C1 - конденсатор C > 2000 мкф (чем больше, тем лучше), 16 V.
V1-V4 - это штатный выпрямитель "Вихрей" и "Нептунов" ВБГ-3А,
V5, V6 - любые тиристоры в корпусе ТО-220 с допустимым током 10~25 А и напряжением > 200 V,
во Владивостоке самыми дешевыми тиристорами, удовлетворяющими этим условиям,
оказались BT-151-500R фирмы "Phillips Semiconductors" стоимостью 19 руб/штука.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: piteff (---.sat.poltava.ua)
Дата: 18-04-05 20:40
Зря парился.Есть хороший способ.
Берешь меньший по номиналу(немного меньший) и надфильком его, надфильком потихоньку с одного из боков, до получения нужного тебе номинала.Потом вскрываешь лаком......и вперед!
|
|
Ответить на это сообщение
|
|
Автор: Иван (S1)
Дата: 18-04-05 22:48
Как я ни морщил репу, убедительного способа предотвратить сгорание диодов моста
электронными методами при переполюсовке заряжаемой АКБ так и не придумал.
Вместе с тем, с этой задачей вполне успешно справится предохранитель на 5~6 А,
учитывая, что диоды 20-амперные. Думаю, как поставить на выход предохранитель
сообразит любой новичок в радиоэлектронном деле.
|
|
Ответить на это сообщение
|
|