Щелкните здесь для перехода на www.motolodka.ru

Лодки и моторы в вопросах и ответах

Правила общения в форуме

Прежде чем задать вопрос!
Как правильно задавать вопросы в форуме и пользоваться материалами сайта.



 Московское время 18:11:23 
Ваше локальное время
 Владивостокское время 01:11:23 
 Список форумов  |  В начало  |  Новая тема  |  Перейти к теме  |  Поиск  |  Поиск по дате  |  Вход  |  В конец темы   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 04:30

Очень часто на разных форумах,как собственно и здесь, возникает вопрос: - Почему сгорела накопительная катушка? Откуда уголь и копоть на каркасе? Причём катушка может быть и заводская и самомотная.

По моим наблюдениям,причин несколько:

Первая - намотка внавал.
Вторая - пропитка катушки в процессе намотки усаживающимися смесями,такими как цапон,БФ,и прочее.
Третье - обмотка готовой катушки всякими шнурами,суровыми нитками и прочими бандажами,с последующей пропиткой теми же усаживающимися смесями.
Четвёртое - намотка электродрелью (не буду показывать пальцем на Стаса :-) )

Чем плоха,вернее недопустима намотка внавал с пропиткой (по моему мнению) - витки ложатся внахлёст,пресекая друг друга крест накрест,площадь опоры в месте пересечения минимальна,постоянный нажим и вибрация обязательно передавят изоляцию.К тому же витки лежат не плотно,в катушке много воздуха,то есть что бы уместить заданное количество витков,нужно брать провод заведомо тоньше.Лак,клей или иное,высыхая полностью,через месяц,год,три,начинает каждым последующим витком давить на предыдущий,а их там 5-8 тысяч,с трудом представляю себе усилие,которое приходится выдерживать изоляции,причём постоянно,а сверху ещё бандаж,который тоже высох.10-15 минутная промежуточная сушка ничего не даёт,высыхает лишь на отлип,усадка приходит гораздо позже.

В некоторых несовершенных системах зажигания,где в момент искрообразования,когда накопительная катушка накоротко замкнута тиристором,тем не менее катушка продолжает генерить,так как мимо неё движется магнит,и мимо управляющей катушки тоже движется магнит,то есть тиристор продолжает находиться в открытом состоянии,хотя искра давно уже проскочила и накопительный конденсатор уже разрядился в катушку зажигания.
Так вот в подобных системах накопительная катушка может нагреваться довольно ощутимо,я когда то,на каком то моторе намерял 97-99 градусов,помню что в нём было 4 магнита и управляющие катушки.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 04:35


По этому катушки всегда мотаю вот так,это не сложно,провод сам ложится виток к витку. Даже не смотря на бумажную прокладку после каждого слоя,провода умещается гораздо больше,то есть вместо 0,1...0,12 можно взять 0,14...0,15 ,что очень благотворно скажется на заряде накопительного конденсатора,и катушка гораздо лучше охлаждается,но самое главное,она не боится ничего,ни сдавливаний,ни ударов гаечными ключами и т.д.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 04:38


После намотки катушка проваривается в парафине,воске,церезине,стеарине или смеси всего этого с небольшой добавкой какого нибудь масла,идеально трансформаторное,но подойдёт и моторное 5-10% по объёму.Это устранит последующее охрупчивание и растрескивание пропитки.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 04:41


Готовые катушки обматываются картоном,снаружи картон обмазывается эпоксидной смолой.Перед нанесением смолы катушки нужно нагреть до 50-60 градусов.
На фото зажигание от Салюта,накопительная катушка 8000 витков провода 0,12 , как видите очень компактно получилось,и это с межслойной изоляцией.

На фото приложил акустический провод,из бюджетных,у него сотни тончайших жил,и очень прочная силиконовая изоляция,им я "выхожу" из под маховика,переломить его на входе в поворотное основание магнето нереально,работает сказочно.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: фаркоп (---.rev.as20985.net)
Дата:   01-06-13 04:43

Какую бумагу нужно использовать? Ее толщина? Может маркировка какая есть?

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 04:48


фаркоп,я использую трансформаторную 22 мкм,но можно кальку,тонкий пергамент,можно даже скотч или просто лавсановую плёнку.

Зарядные для АКБ катушки тоже мотаю виток к витку,входит больше витков,заряд начинается при меньших оборотах,хотя из за увеличения сопротивления обмотки максимальный ток немного падает,но мне зарядка "с низов" важнее.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 04:50


А что бы как писал Стас,не искать берёзу с розеткой на острове,тиристоры ставлю вот таким образом.Иногда его удаётся поменять даже не снимая маховик.

Кстати мотать виток к витку совсем не сложно,главное не мешать проводу ложиться,после двух-трёх слоёв всё получится.Только не нужно держать руку навесу в пяти сантиметрах от катушки.Рука лежит на столе,до катушки сантиметров 20.Подающая катушка должна максимально легко вращаться,не оказывая сопротивления,идеально на подшипниках,или хотя бы толстая гладкая ось,например хвостовик сверла,и в месте контакта с катушкой,обязательно капнуть масла.
Чем труднее вращается подающая катушка,тем труднее уложить витки ровно.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: фаркоп (---.rev.as20985.net)
Дата:   01-06-13 05:00

Остался один вопрос. Где бы прикупить компактный намоточный станок ? Неприменно со счетчиком витков (давно об этом думаю).

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:09


Вот,все детали со строительного рынка,фанера,подшипники,везьбовая шпилька,шайбы,гайки,немного эпоксидки.Отцентровал и выставил соосность сверлом.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:09


Так стоят подшипники,несколько капель эпоксидки.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:10


Шайбы закрывают подшипники от пыли.Под шайбами гайки с обеих сторон подшипника.Снаружи тоже гайки.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:13


Рукоятка от чего нибудь,здесь полоска от каркаса трансформатора и ручка от осциллографа.
Счётчик можно любой,в продаже много всяких.
Если ось слева сделать с вылетом в пару сантиметров,то неудобные катушки можно ПОКСИПОЛом приклеивать торец к торцу,как на первом фото в теме.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: фаркоп (---.rev.as20985.net)
Дата:   01-06-13 05:15

Счетчик витков? И еще вопрос: емеет ли значение направление намотки? Чойто недопонял : как на такой станок крепипся сердечник?

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:21

Вот пластмассовый каркас зажат между двумя шайбами.
А если серповидная катушка,гляньте чуть выше,я подправил предыдущий пост.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:32


Счётчиков витков в продаже вагон разных.
Можно механический с магнитом на оси и герконом,такой как слева.
Справа электронные реверсивные,направление счёта зависит от направления вращения вала.
Направление намотки стандартное,ручку от себя,катушка внизу под столом,провод ложится на верх катушки,что бы было видно куда лёг виток.На первом фото видно.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Пузырь67(Весёлый посёлок) (78.25.120.---)
Дата:   01-06-13 05:37

Сергей, не усложняй и не пугай народ))).Живучесть катушки зависит ещё и от силы магнитного поля маховика.В моей и не только практике горят исключительно китайские, намотанные как попало безо всякой пропитки.И я мотаю не дрелью, а шуруповёртом с хорошим и очень плавным регулятором скорости.Разницу знаешь?Или это твоя маленькая мстя?)))
З.Ы.Вот выводы акустическим проводом - это правильно.Сам так делаю.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 05:45

:-))) Стас,я про скоростную дрель на 220,у них у многих даже при наличии регулятора иногда бывают взбрыкивания.
Шуруповёрт довольно тихоходный 510-680 оборотов и пускается всегда плавно.Это я без злобЫ, поглумить :-)
Хотя сам всегда руками кручу.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Пузырь67(Весёлый посёлок) (78.25.120.---)
Дата:   01-06-13 05:51

Кстати, да))).Не встречал ни одного промышленного регулятора на 220В без ступеньки.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: piteff (---.broadband.kyivstar.net)
Дата:   01-06-13 06:24

Чтобы ТАК мотать, нужно опыт иметь не меньший, или соизмеримый с твоим, ну и любить, естественно, это дело, а это доступно далеко не каждому. Потому и мотают как умеют....

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   01-06-13 06:48

Не согласен, в намотке нет НИЧЕГО волшебного,3-5 слоёв и всё будет понятно.Проверено.У меня сейчас девочка трансформаторы мотает,правда пока для бюджетных конструкций,но у неё второй транс получился почти как у меня,есть немного пропусков,но без нахлёста,это с маникюром :-) Правда девочка очень толковая,слушает что ей говорят, сейчас трансмиссию в своём скутере ковыряет,подбирает грузики в вариаторе,из наших вобщем.
Попросила у меня на следующие выходные лодку с Тох 3,5 ,никогда не пробовала,а тут заинтересовалась.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   03-06-13 19:44


Немного поглумил над тиристорами серии ВТ 145,151,152.
Сначала собрал обычную схему,где входной делитель из двух резисторов,то есть один резистор от УЭ на корпус,второй через диод к управляющей обмотке.Цифирями мучить не буду,но номиналы с которыми мотор заводится легко,вызывают пробой управляющего перехода при перекруте,стабилитроны ввиду их тормознутости помогают слабо,смотрел осциллографом,до начала "работы" стабилитрона напряжение успевает превысить порог безопасной работы тиристора.
Диоды 1N4007 в этом плане оказались предпочтительнее,скорострельнее,мне не удалось получить в точке "A" сколько нибудь опасного напряжения,которое может повредить тиристору.Искра проскакивает при вращении маховика рукой,собственно при любых оборотах двигателя тиристору будет комфортно.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: vladd (46.164.129.---)
Дата:   04-06-13 07:35

Горыныч писал:

> ..............................Правда девочка очень
> толковая,слушает что ей говорят, сейчас трансмиссию в своём
> скутере ковыряет,подбирает грузики в вариаторе,из наших
> вобщем.
> Попросила у меня на следующие выходные лодку с Тох 3,5 ,никогда
> не пробовала,а тут заинтересовалась.

Такую генетику беречь надобно (как зеницу ока). Редкий случай нынче.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   04-06-13 15:42

Вот и взяли к себе,что бы в секретарши не подалась :-)
Генофонд берегём,хотя и сауна-солярий-бассейн-массаж-маникюр и шоппинг ей не чужды,но умная.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Сашок 3 3 (---.volia.net)
Дата:   06-06-13 13:54

Горыныч, с какими маховиками и железом сия схема правильна(моточные данные и сопротивление резюков)?

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   06-06-13 15:28

Александр(сазать Сашок язык не поворачивается),маховик тот который на первых двух фото,с компасом и с катушкой по ссылке : Ссылка.

Поначалу вставил правильный магнит,вместо неправильного,но здесь пришлось бы ставить датчик Холла,искра была бы убойная,но человек,который получит в подарок этот мотор(уехал в Германию в 90-е),пожелал его получить в оригинале,слегка подправив зажигание.
По этому магниты оставил как были,но перемотал катушки и поставил двухполупериодный выпрямитель с новой схемой,правда катушку родную всётаки выкинул.Искра раза в три больше штатной.
Катушки 8000 х 0,12 и 360 х 0,12 . Резисторы указаны для зтого маховика,хотя я схему пытал 60-ю вольтами на управляющем входе,думаю везде работать будет.

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Сашок 3 3 (---.volia.net)
Дата:   07-06-13 20:35

Александр(сазать Сашок язык не поворачивается)....


дааа, давай еще с реверенсами здоровкаться...назвался Сашком,значит Сашок...мне этой фамильярности в реальной жизни выше крыши, тут вроде братство=песочница водкомоторников....тем более некоторые из форумчан мне за столько лет на мотолодкеру как родные, такчта почти семья......

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (---.239.135.195.m9com.ru)
Дата:   08-06-13 03:40

Понял :-)

Ответить на это сообщение
 
 Re: О катушках.
Автор: Горыныч (195.135.239.---)
Дата:   21-06-13 19:22

Сегодня пытал Салют с пристрастием, посредством электродрели, осциллографа, лазерного тахометра и стробоскопа (зачем,не знаю,любопытство наверное).
Оказывается у него довольно эффективно регулируется опережение зажигания. С штатной схемой не удосужился попробовать,а с той что несколькими постами выше,получилось на 1000 оборотах 4-6 градусов,на 3000 оборотов 17-19 градусов,выше дрель не крутит,но думаю при 4500 будет градусов 25 точно.

Ответить на это сообщение
 Свернуть  |  Картинки Выкл.   Следующая тема  |  Предыдущая тема 

 Данная тема закрыта по истечении времени неактивности.
    Для продолжения обсуждения откройте новую тему. 


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100